«Миусские античные посиделки»

Научный семинар «Миусские античные посиделки» кафедры истории древнего мира Института восточных культур и античности РГГУ состоялся 3–4 апреля 2009 г. и был посвящен истории древней Греции архаического и классического периодов. Тема семинара: «Традиции и новации в изучении архаической и классической Греции в современной России». Участники представили доклады по теме своих исследований по истории древней Греции архаического и классического периодов (статьи на основе докладов публикуются в этом номере журнала). Организатором семинара выступил С.Г. Карпюк. Открыли научный семинар И.С. Смирнов, директор ИВКА, и П.П. Шкаренков, заведующий кафедрой истории древнего мира.

На утреннем «сидении» 3 апреля были выслушаны источниковедческие доклады И.Е. Сурикова (Москва), С.Г. Карпюка (Москва) и Э.В. Рунга (Казань).

В докладе И.Е. Сурикова «Парадоксы «отца истории»: Геродот – исследователь архаической и классической Греции» были подведены итоги проводившейся автором на протяжении последних лет работы над темами, связанными с творчеством первого античного историка, чей труд сохранился полностью. Освещается историографическое место Геродота в связи с «греческими» частями его сочинения (хотя, как известно, не меньшее место в «Истории» занимают восточные сюжеты). Преимущественное внимание уделяется проблемам исследовательских методов Геродота (как историка, опирающегося в первую очередь на устные традиции), но в связи с этим оказывается необходимым затронуть также и ряд вопросов его мировоззрения (историософии, религиозных взглядов, политической позиции). Ставится задача заострить внимание на тех чертах произведения «Отца истории», которые могут выглядеть парадоксальными, непривычными в свете сегодняшних представлений о специфике историографии как формы научного знания. Геродот характеризуется как представитель архаической традиции историописания.

В докладе С.Г. Карпюка «Два патриотизма в «Истории» Фукидида» подверглась рассмотрению дискуссия о патриотизме в сочинении Фукидида. Фукидид выдвинул немало аргументов в пользу традиционного полисного патриотизма, когда гражданин обязан при любых обстоятельствах сохранять верность своему отечеству. Очевидно, что сам Фукидид, как показывает и его поведение в изгнании, и детали текста его сочинения, сохранял верность Афинам и оставался лояльным афинским гражданином. Однако историк не мог не представить аргументы нового, «софистического», подхода к патриотизму, который нашел яркое выражение и в речи, и в самом поведении Алкивиада.

Доклад Э.В. Рунга «Подходы к обозначению и периодизации исторических событий в греческой историографии классического периода» посвящен анализу представлений греческих историков V–IV вв. до н.э. об обозначении и периодизации исторических событий. Особое внимание уделяется разнообразным «дифинициям войны»: Персидские войны / Мидийские войны; Пелопоннесская война; Аттическая война / Архидамова война; Декелейская война и др. В этой связи исследуются подходы греческих авторов (Геродота, Фукидида, Ксенофонта, Оксиринхского историка) к установлению относительной хронологии, когда известное событие принимается за своеобразную «точку отсчета», а все прочие события рассматриваются по отношению к нему. Делается вывод, что стереотипные представления греков об обозначении и периодизации исторических событий возникали вследствие осмысления и переосмысления эллинами своего прошлого.

После перерыва была представлена выставка научных изданий последних десятилетий по теме семинара из фондов Научной библиотеки РГГУ (см. «Меню к посиделкам». Библиографический указатель новых работ по архаической и классической Греции из библиотеки РГГУ к научному семинару «Миусские античные посиделки» (3–4 апреля 2009 г.) / Авторы-составители: Карпюк С.Г., Костенко Н.Ю., Шенягина О.Л. М., 2009.). Книги были сгруппированы по следующим разделам: «Античные авторы», «Архаическая Греция», «Классическая Греция», «Религия и идеология», «Справочные издания», «Участники семинара». Был представлен также хранящийся в библиотеке экземпляр русского перевода Фукидида (издание 1888 г.) с дарственной надписью Ф.Г. Мищенко С.А. Муромцеву.

На вечернем «сидении» был заслушан доклад С.Ю. Сапрыкина (Москва) о тирании на Боспоре.

4 апреля вниманию слушателей были представлены доклады О.В. Кулишовой (С.-Петербург) и Т.В. Кудрявцевой (С.-Петербург), посвященные религии и магии в древней Греции.

В докладе Т. В. Кудрявцевой «Судебная магия в классической Греции» показано, как тяжущиеся в классической Греции в целях обеспечения успешного исхода судебного процесса нередко прибегали к магии и ворожбе. Магические обращения такого рода представлены свинцовыми табличками с проклятиями (defixiones), а также особыми фигурками, т.н. «куклами вуду», или «куклами мести»; изготовление проклятия против потенциальных соперников по тяжбе стало общей практикой во всем греко-римском мире и охватывает период от конца VI в. до н.э. до V в. н.э. Однако больше всего подобных источников – из позднеклассических Афин, что позволяет прояснить некоторые детали и особенности афинского судебного процесса. Ряд примеров свидетельствует о том, что агрессивная черная магия использовалась не только простыми афинскими обывателями в делах по частным искам, но и определенными политическими группировками, преследующими свои цели в «государственных» процессах. Спрос на магические услуги привел к появлению профессионалов – изготовителей проклятий. В эллинистических Афинах с деградацией народного суда судебная магия постепенно сходит на нет, но этот «классический опыт» успешно перенимают эллинистический мир и Римская империя.

В докладе О.В. Кулишовой «Военная мантика в архаической и классической Греции» были рассмотрены засвидетельствованные античной традицией основные компоненты военной мантики у древних греков, а также вопрос о толковании божественных знаков и оракулов эллинами и связанная с этим проблема роли знамений и прорицаний в жизни древнего общества и их влияния на военно-политическую сферу. Автор приходит к выводу, что военная мантика, как и в целом религиозное сознание древних греков в эпоху военных катаклизмов, демонстрирует сосуществование двух тенденций: с одной стороны, процесс актуализации наиболее архаических пластов традиционных верований, который выливается в рост мистических настроений, слепую веру в знамения и предсказания, с другой – разрушение традиционных полисных религиозных представлений как результат растущего скептицизма интеллектуальной и политической элиты. Все доклады сопровождались оживленным обсуждением.

В заключение участники семинара приняли участие в дискуссии, посвященной насущным проблемам изучения истории древней Греции в России. Во время дискуссии поднимались самые разнообразные проблемы, как-то: снижение интереса к античности и трудности привлечения студентов на античные кафедры; преобладание исследований по политической истории и определенный методологический негативизм современной российской историографии; особое место исследований по истории и археологии Северного Причерноморья в российском антиковедении; соотношение публикаций российских ученых на русском и иностранных языках и роль русского языка как регионального языка науки в Восточной Европе; развитие центров изучения античности в России, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, и опасности этого, безусловно, позитивного, процесса; необходимость поддержания достойного научного уровня публикаций и диссертаций по античности в России; желательность появления обобщающих трудов по архаической и классической Греции на русском языке. Дискуссия получилась крайне заинтересованной; было высказано предложение превратить «Кентавр» («Вестник РГГУ») в одно из наиболее авторитетных периодических изданий по античной истории и классической филологии в России. Научный семинар «Миусские античные посиделки» планируется сделать ежегодным.

Фотографии


С.Г. Карпюк