Билеты вступительных экзаменов в магистратуру "Индоевропеистика"

1. Языковое родство и условия, достаточные для его доказательства. Праязык и степень его реальности. В чем разница между доказательством языкового родства и восстановлением праязыка?

2. Методы построения языкового генеалогического дерева. Значение общих архаизмов и общих инноваций для генетической лингвистки. Примеры относительной хронологии языковых изменений.   

3. Определение глубины языкового родства. Что такое глоттохронология и лексикостатистика?  Какими способами можно получать абсолютные датировки распада языковых групп?

4. Реконструкция прафонем как интерпретация рядов соответствий. Роль типологии в реконструкции праязыка. Что такое внутренняя реконструкция и внешнее сравнение?

5. Наиболее распространенные типы фонетических изменений в языке. Примеры лениции, ассимиляции, диссимиляции, палатализации, метатезы. «Цепные реакции» фонетических изменений в вокализме и консонантизме.   

6. Всегда ли фонетические изменения регулярны? Есть ли разница между осознанными и неосознанными, дискретными и постепенными фонетическими переходами?

7. Механизмы распространения фонетических изменений в языковых сообществах. Чем отличается «изменение сверху» от «изменения снизу»? Приведите примеры.       

8. Историческая лингвистика и фонология. Примеры слияния, расщепления, перераспределения фонем. Что реконструируют лингвисты: звуки или фонемы?   

9. Аналогические преобразования, их примеры в изучаемых Вами языках. Понятие аналогического выравнивания и пропорциональной аналогии. Можно ли предсказать направление аналогических изменений?   

10. Социолингвистическая мотивация заимствований. Лексические и грамматические заимствования. Группы лексики по отношению к вероятности заимствования.

11. Конвергентные изменения в языке. Типология языковых контактов. Что такое субстрат, суперстрат, языковой союз? Соотношение лингвогеографического и сравнительно-исторического анализа.

12. Исторические изменения в морфосинтаксисе. Понятия и примеры грамматикализации и переразложения. Изменение морфологического типа языка.

13. Основные типы семантических изменений в языке: метафора, метонимия, мелиорация, табуизация. Примеры подобных изменений в истории русского или изучаемого Вами языка.  

14. Лингвистические данные и реконструкция палеокультуры. Проблемы установления прародины языковой семьи. Взаимодействие исторической лингвистики, археологии и популяционной генетики.

15. Соотношение исторического развития языка и глоттогенеза. Примеры и анализ стадиальных теорий в исторической лингвистике (Гумбольдт, Марр, Климов).

16. Генетическая классификация языков мира. Основные направления миграций homo sapiens sapiens по территории Земли.

17. Состав и структура индоевропейской языковой семьи. Внешние связи индоевропейских языков. История индоевропеистики.

18. Представление избранной Вами актуальной проблемы индоевропеистики и возможных путей ее решения.      

19. Генеалогическая структура группы, в которую входит изучаемый Вами язык. На каких признаках построена классификация?

20. Оценка степени сравнительно-исторической "обработанности" семьи, в которую входит изучаемый Вами язык. Источники по сравнительно-исторической грамматике семьи, этимологические источники.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.


Бурлак С. А., Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия,  2005.

Блумфилд Л. Язык. Москва, Прогресс, 1968 / УРСС, 2003 (главы XVII-XXVII).

Campbell, Lyle. Historical  Linguistics: an Introduction. Cambridge, MA: MIT Press.

Hock, Hans H. and Brian D. Joseph. Language History, Language Change, and Language Relationship: an Introduction to Historical and Comparative Linguistics. Berlin: Mouton de Gruyter. 2009.  

 

Если вы не нашли в литературе ответа на какой-нибудь из вопросов, не пугайтесь! Попробуйте сами додуматься до ответа. Экзаменаторам важно не только что вы знаете, но и как вы умеете думать.