Языки и литература Индии (санскрит и хинди)

Языки и литература Индии Бакалавриат "Языки и литература Индии"
Направление 032100 ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

Руководитель: М. А. Русанов

 

Институт восточных культур и античности РГГУ открывает новую специализацию для подготовки бакалавров – «Языки и литература Индии».

Те, кто хочет получить индологическое образование, располагают довольно широким выбором: индийские языки преподают в нескольких учебных заведениях Москвы. Кому имеет смысл поступать именно в ИВКА РГГУ, а кому делать этого не следует? Желательно принять верное решение, поскольку студент, который «не туда попал», конечно, может поменять вуз или факультет, но такие перемены связаны с потерей времени, переживаниями, проблемами с военкоматом и т.д.

Попробуем разобраться, что стоит за новой специализацией, чтобы все заинтересованные лица имели возможность сделать правильный выбор.

Если вас интересует Индия, вы, вероятно, знаете, что ее культура отличается разнообразием в любом из своих аспектов. Современная Индия входит в число бурно развивающихся стран, роль которых в мировой политике, экономике и науке будет, по всей видимости, возрастать в ближайшие десятилетия. Но в то же время Индия – одна из немногих древних культур, доживших до наших дней. За три тысячелетия ее существования было много периодов расцвета и упадка, было создано немало ценностей и накопилось немало противоречий и проблем. Наследие древности, средневековья и нового времени в этой стране огромно, и, лишь зная о нем, можно понять нынешние успехи и неудачи Индии.

Еще одна сложность индийской культуры – чрезвычайная пестрота лингвистической карты. Индоарийские языки, распространенные на севере страны, делятся по историческим признакам на три большие группы. Древние индоарийские – ведийский (язык Ригведы и литературы брахманизма) и санскрит (главный язык классической индийской культуры). Средние индоарийские – пали (язык буддийского канона школы тхеравады), ардхамагадхи (язык канона джайнов шветамбаров), махараштри (язык лирической поэзии) и ряд других. Новые индоарийские – хинди, урду, бенгали, маратхи, гуджарати и т.д. (первые памятники на этих языках относятся к X веку, ранняя литература на них активно развивалась в связи с движением бхакти). Но этим дело не ограничивается. Помимо индоарийских языков, относящихся к индоевропейской языковой семье, на юге Индии представлены языки совсем другой структуры – языки дравидийской (или дравидской) языковой семьи. Это тамильский, малаялам, каннада, телугу и ряд других. Здесь мы также имеем дело с древней традицией – так, литература на тамильском языке начала складываться в первые века нашей эры. Но и это еще не все – в Индии существуют языки аустроазиатской языковой семьи, на которых говорят представители племен (древнейшего населения субконтинента), а также ряд языков, которые ученые не могут отнести ни к одной семье (так называемые изоляты).

Сложность индийской культуры связана и с религиозной ситуацией. В Индии представлены в сложном переплетении практически все значимые религии мира. Индология имеет дело не только с индуизмом, делящимся на множество направлений, но и с джайнизмом, буддизмом, исламом, христианством (не только принесенным европейскими миссионерами, но и со старой несторианской традицией Кералы), зороастризмом (дошедшие до нас части Авесты сохранились именно в Индии) и даже иудаизмом. Все эти религии оказали то или иное влияние на ход индийской истории, многие из них сформировали свои литературные традиции и, следовательно, представляют интерес для филолога.

Понятно, что охватить подобный материал нельзя не только за годы обучения в университете, но и за всю человеческую жизнь. К сожалению, никому не дано овладеть всем множеством индийских языков, разобраться в проблемах индуизма, буддизма, ислама и других вероучений, глубоко понять историю древности и нового времени. Поэтому любое индологическое образование выбирает один аспект индийской культуры в качестве основной темы, давая по остальным лишь общие и краткие сведенья.

Что же предлагает специализация, открытая в ИВКА РГГУ? Вся учебная программа определяется двумя особенностями. Во-первых, речь идет о филологии, во-вторых – о классической индийской культуре. Филология изучает тексты. Это значит, что большая часть учебного времени будет отведена на изучение языков. Классический язык индийской культуры – это санскрит, соответственно, именно он и будет основным языком новой специализации. Знание этого языка дает ученому доступ к огромному количеству древних и средневековых памятников. Здесь есть философские труды и трактаты по самым разным сферам интеллектуальной деятельности – от грамматики до медицины, от йоги до математики, а также богатейшая художественная литература, как религиозная, так и светская, включающая эпос, драматургию, роман, поэзию малых форм и многое другое.

Людям свойственно неверно оценивать свои способности, однако если у вас есть опыт изучения западных языков, следует постараться соразмерить силы. Учтите, что большинство студентов, отчисляемых из востоковедных вузов, это те, кто не справился с программой по основному восточному языку. Овладеть санскритом очень непросто. Этот язык отличается весьма сложной грамматической структурой. Ежедневное заучивание длинных парадигм спряжения и склонения ждет студентов первого курса, угрожая лишить их всех радостей студенческой жизни. Более того – учащимся, едва сориентировавшимся в дебрях санскритской грамматики, будет предложен второй восточный язык – хинди, которым тоже придется овладеть на достаточно хорошем уровне. Но и этим дело не ограничивается. Зная санскрит и хинди, следует получить представление о всем процессе развития индоарийских языков. Программа предусматривает небольшие курсы ведийского (студенты прочтут некоторые гимны Ригведы в оригинале) и пали (учащиеся познакомятся с фрагментами древних буддийских памятников). Если все перечисленное кажется вам ужасным, имеет смысл выбрать другую специализацию или изучать индологию в одном из вузов, специализирующихся на современном Востоке (там можно учить, например, один хинди). Если же список перечисленных языков и трудности, связанные с их изучением, вас вдохновляют – ИВКА для вас правильный выбор.

Но, что же дальше? Чем занимаются те, кто уже освоил основы древнего языка? Далее начинается самое главное – чтение древних и средневековых текстов, выработка умения их правильно понимать, переводить, анализировать, корректно извлекать из них нужную исследователю информацию. Это обучение лишь начинается на студенческой скамье, затем оно продолжается в аспирантуре и может длиться всю жизнь. Другая культура ставит нас перед непривычной системой ценностей, иной эстетикой, иной структурой изложения материала. Во всем этом старается разобраться востоковед. Для одних такое занятие становится очень увлекательным, захватывает их все больше и больше, другие предрасположены к более практической деятельности и бывают разочарованы классическим востоковедением.

Конечно, понимание памятников письменности требует обширных и разносторонних знаний. В произведении литературы могут встретиться сведения из любой сферы человеческой деятельности. Необходимые знания можно приобрести только со временем и только много читая индологическую литературу по-русски и на европейских языках. Но чтобы помочь новичку разобраться в огромной мировой индологии, чтобы дать понимание лишь самых основных проблем, идей и подходов, программа специализации предусматривает ряд лекционных курсов по литературе, истории, религиям, философии Индии, а также по ряду более специальных тем.

На начальном этапе сфера деятельности ученого так или иначе определяется кругом проблем, которыми занимаются его учителя и старшие коллеги. Тем более это верно, когда речь идет о студенте. Какие же темы для исследований могут предложить сотрудники кафедры Истории и филологии Южной и Центральной Азии, создавшие новую специализацию? При кафедре ведутся буддологические исследования, публикуются и готовятся к публикации переводы буддийских текстов, проводится работа, связанная с литературой брахманизма и ведийским ритуалом. Возможны также занятия, посвященные эпосу и авторской литературе древности и средневековья (драматургия, придворная поэзия, роман и т.д.). Все это вряд ли привлекательно для молодых людей с прагматическим настроем на практическую деятельность и активное построение карьеры. Но если что-то из перечисленного вызывает у вас любопытство и вы готовы потратить четыре года на его удовлетворение, если вы хотите не просто «интересоваться Индией», а разбираться в некоторых сторонах ее культуры профессионально, новая специализация может быть для вас привлекательной.