Языки и литературы древней Месопотамии

Филология древней Месопотамии Бакалавриат: «Востоковедение. Африканистика»
Профиль: «Языки и литературы древней Месопотамии»

Руководитель: Л. Е. Коган

 

Что такое ассириология?
    

Науку, которой овладевают студенты этого направления, называют ассириологией, а занимающихся  ею специалистов (например, преподавателей кафедры) — ассириологами. Эти слова происходят от названия государства Ассирия, которое располагалось на территории современного северного Ирака, то есть в северной Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата.

Ассирийские памятники первого тысячелетия до нашей эры — как письменные, так и археологические — первыми среди месопотамских древностей попали в руки европейских ученых во второй половине девятнадцатого века. Однако, несмотря на все свое великолепие, новоассирийский период является лишь одним из завершающих этапов многовековой истории месопотамской цивилизации. Современные ассириологи называются так лишь по традиции: в сферу их научных интересов входят языки, тексты, история, экономика и археология Месопотамии на протяжении более чем трех с половиной тысяч лет.

Письменные памятники, относящиеся к различным эпохам древнемесопотамской истории, часто совсем не похожи друг на друга, однако есть одна фундаментальная особенность, которая объединяет их всех. Речь идет о клинописной системе письма (клинописи) — одной из древнейших (возможно, самой древней) системе письменного кодирования текстовых сообщений, инструментами которой были таблички из сырой глины и тростниковая палочка-стиль. Сначала знаки месопотамского письма были больше похожи на рисунки, однако затем они начинают приобретать все более отвлеченный вид, а их элементы становятся похожими на маленькие гвоздики (клинышки), откуда и происходит название этой системы письма в современной науке. Месопотамскую цивилизацию недаром называют клинописной — за редчайшими исключениями именно клинопись использовалась для записи текстов на всех месопотамских языках и диалектах, а также на многих языках соседних народов, вольно или невольно оказавшихся в сфере влияния клинописной цивилизации.

 

Что надо будет изучать?
 

Основным восточным языком, который изучают студенты этого направления, является аккадский. Раньше его называли также ассиро-вавилонским (или вавилонско-ассирийским), по названиям двух крупнейших месопотамских держав второго и первого тысячелетий до нашей эры. Сегодня это обозначение считается устаревшим — мы знаем, что сами носители языка именовали его аккадским, по названию древнего государства Аккад (конец третьего тысячелетия до нашей эры), которое было основано Саргоном Древним (Аккадским) — одним из величайших царей древней Месопотамии. Наряду с древнеегипетским и китайским, аккадский имеет наиболее продолжительную среди языков мира письменную историю, которая начинается в середине третьего тысячелетия до нашей эры и заканчивается первыми веками нашей эры. Количество дошедших до нас текстов на аккадском языке измеряется сотнями тысяч, среди них — такие знаменитые памятники, как «Законы Хаммурапи», «Эпос о Гильгамеше», «Эпос о Творении». За время обучения в институте студенты приобретают глубокие познания в аккадском языке, знакомятся со всеми основными жанрами аккадоязычных письменных памятников, относящихся к разным эпохам и регионам.

Другим важнейшим для специалиста-ассириолога языком является шумерский, на котором говорили и писали шумеры — древнейшие известные нам обитатели Двуречья. Если аккадский язык является семитским (т. е. родственен арабскому, древнееврейскому, арамейскому), генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены. Количество дошедших до нас шумерских памятников также измеряется многими тысячами, однако сам язык все еще плохо понят и представляет собой настоящий рай для любителей лингвистических задач и дешифровки. Ученые предполагают, что к началу второго тысячелетия до нашей эры шумерский язык полностью вышел из устного употребления, однако говорившие по-аккадски месопотамские ученые продолжали составлять на нем литературные и культовые произведения. Изучение шумерского языка студенты-ассириологи начинают на втором курсе.

Большое внимание уделяется преподаванию арабского языка, на котором говорит большинство населения Месопотамии (Ирака) в наше время. Ассириологи хорошо знают, какую пользу могут принести практические навыки арабиста во время полевой работы на раскопках в Ираке и Сирии. Однако это лишь одна из сфер применения арабского языка, который студенты-ассириологи интенсивно изучают целых три года. Некоторые из них овладевают им настолько хорошо, что после дополнительной подготовки работают письменными и устными переводчиками с арабского или даже преподавателями. Солидная подготовка ждет вас и в области изучения классических арабских текстов, в первую очередь Корана.

С разной степенью глубины и интенсивности студенты-ассириологи изучают и другие языки Древнего Востока, как семитские (древнееврейский, арамейский, угаритский), так и несемитские (хеттский, хурритский). Большое внимание уделяется чтению оригинальных текстов Ветхого Завета, многие из которых получают новое, непривычное для нас прочтение в широком древневосточном контексте.

В качестве основного европейского языка студенты-ассириологи традиционно изучают немецкий. Дело в том, что именно в Германии ассириология зародилась и сформировалась как наука. Свои позиции в этой области немецкие ученые не сдают и сегодня: ни одна другая страна мира не может похвастаться таким количеством и разнообразием научных центров, в которых изучают и преподают ассириологические дисциплины, а книг и статей по ассириологии на немецком языке выходит лишь немногим меньше, чем по-английски. Вот почему изучение немецкого языка так важно для ассириолога. Кроме того, Институт восточных культур и античности поддерживает тесные связи со многими ведущими ассириологическими центрами Германии, поэтому студентам кафедры необязательно выезжать из Москвы, чтобы прослушать лекции крупнейших профессоров-древневосточников из Марбурга, Лейпцига, Йены. Свою будущую научную деятельность выпускники кафедры также нередко связывают с Германией, где им предоставляется возможность существенно повысить свою квалификацию на стажировках, в аспирантуре и докторантуре, а также в рамках совместных проектов с ведущими немецкими специалистами в данной области.

Курсы языковой направленности, разумеется, играют ключевую роль при подготовке студентов филологического профиля. Однако современный ассириолог по роду своих занятий является отнюдь не только филологом в традиционном понимании этого слова. Политическая и экономическая история региона, религии и культы населявших его народов, материальная культура шумеров, вавилонян и ассирийцев — все эти научные направления являются неотъемлемой частью подготовки студентов-ассириологов в Институте восточных культур и античности. В их преподавании участвуют не только сотрудники кафедры, но и представители других востоковедных центров Москвы, Санкт-Петербурга, ряда зарубежных стран.

 

Что можно делать потом?
  

Основной сферой деятельности выпускника ассириологического направления является исследовательская деятельность в одной (или нескольких) из многих и многих дисциплин, которые включает в себя современная ассириологическая наука.

Институт восточных культур и античности поддерживает тесные связи с ведущими университетами и научно-исследовательскими центрами Москвы и Санкт-Петербурга, в которых выпускники кафедры успешно находят применение своим знаниям и способностям.

Особого упоминания здесь заслуживает непосредственная работа с клинописными табличками, значительные собрания которых имеются в двух крупнейших отечественных музеях — Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени Пушкина. Уже на втором курсе университета студенты-ассириологи получают возможность поработать с эрмитажными табличками в рамках учебной практики, а некоторые из выпускников связывают с музейной работой всю свою профессиональную карьеру.

Не чужды нашим выпускникам и более практические виды деятельности: высокий уровень владения многими восточными и европейскими языками становится незаменимым подспорьем при работе в самых различных областях.

 

Изучаемые дисциплины